Тел: 8 (499) 940-93-92 (многоканальный) / 8 (495) 979-35-18

"Московский дворик" Поленов В.Д.

Тихо, незаметно, скромно появилось на VI выставке Товарищества передвижников это небольшое по размерам произведение. Оно было написано В.Д. Поленовым, уже сложившимся художником, только что вступившим в члены Товарищества и впервые выставлявшимся вместе с коренными передвижниками. Намереваясь поставить картину на выставку, автор писал И.Н. Крамскому:"К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета. . ."К открытию выставки в Петербурге картина не поспела и впервые экспонировалась уже в Москве, где 7 мая 1878 года открылась VI передвижная. Спустя несколько дней Третьяков писал в Петербург тому же Крамскому:
"Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде и того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано".

Купить картину-репродукцию Поленова В.Д  "Московский дворик">>>


Эта небольшая, скромная и милая картина не затерялась среди "боевиков" выставки, выдержала художественный искус рядом с "Протодьяконом" Репина, с "Встречей иконы" Савицкого, с "Витязем на распутье" Васнецова, с "Кочегаром" и "Заключенным" Ярошенко, с пейзажами Шишкина и Куинджи, портретами Крамского, жанрами Мясоедова, Максимова и В. Маковского. Больше того, вскоре она стала восприниматься как одно из лучших произведений национальной живописи, как жемчужина русского искусства.

"Картинка моя действительно продана, - писал Поленов 19 мая П. П. Чистякову, - ее купил Павел Михайлович Третьяков".

Тонкий ценитель русского искусства и на этот раз не ошибся: "Московский дворик" выявил в Поленове исключительное дарование художника-пейзажиста и явился одним из поворотных моментов в истории создания так называемого интимного, лирического пейзажа, который около полустолетия господствовал в русской живописи.

Московская, типичная для того времени обстановка: деревянный с колоннами особнячок, тенистый сад с сараем и колодцем при нем, характерная, до сих пор существующая пятиглавая церковка с шатровой колокольней, яркая зелень травы на дворе, женщина, несущая ведро с водой, беззаботно играющие ребятишки, запряженная в телегу лошадка - все эти типичные черты пейзажа старой Москвы объединились волшебной кистью живописца в широкую бытовую картину, властно покоряющую зрителя непосредственностью правдивого отображения жизни.

Не сюжетными деталями и повествовательными подробностями достигает здесь Поленов художественного эффекта, а исключительно живописными средствами, захватывающими зрителя сразу, при первом взгляде на картину, еще до того, как он станет внимательно в нее вглядываться.

Мягкий, почти физически ощутимый, заполняющий всю картину воздух погожего летнего дня, проплывающие в ясном бездонном небе и тающие в вышине облака, слепящий глаза солнечный блеск повсюду - на стене и крыше особнячка, на колокольне и на главах церкви, на сарае, на крышах дальних строений, на дорожке - все это придает картине ее покоряющую, неповторимую поэтичность.

По-новому после "Московского дворика" засветились в русской живописи краски, засияло солнце, зашелестели деревья, пейзаж ожил и засверкал, как бы предчувствуя скорое явление Левитана. Вместе с Саврасовым и Ф. Васильевым Василий Дмитриевич Поленов своей картиной "Московский дворик" открывал новую главу в  истории русского пейзажа

© 2006-2024 www.ExPoster.ru - Картины репродукции: акварели, портрет, рисунки, декор и прочее современное искусство. При использовании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна!

Change a few things up and try submitting again.